Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Хайруллин Газинур Гарифзянович

 
Хайруллин Газинур Гарифзянович
10.09.1961 -
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 22.08.1996 Медаль № 333


Хайруллин Газинур Гарифзянович - второй пилот воздушного корабля "Ил-76" авиакомпании "Аэростан", капитан запаса.

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. Татарин. После окончания Дрожжановской средней школы с 1979 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР.

Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1983 году. Проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации (город Витебск Белорусской ССР). С 1983 года - помощник командира корабля Ил-76, с 1987 года - командир корабля Ил-76. Участвовал в доставке грузов и личного состава в Афганистан в период боевых действий ограниченного контингента советских войск в этой стране, в доставке грузов в зону землетрясения в Армении в 1989 году, в дальних полётах в ряд зарубежных государств.

В 1992 году капитан Хайруллин уволен в запас по сокращению Вооруженных сил. Стал лётчиком гражданской авиации. С 1994 года работал в авиакомпании «Аэростан» (Казань).

3 августа 1995 года в составе экипажа самолета Ил-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). По договору между двумя этими государствами осуществлялась перевозка партии стрелкового вооружения и боеприпасов, самолет и экипаж были зафрахтованы для этой перевозки. И сама поставка оружия и фрахт воздушного судна были произведены в соответствии с нормами международного права. Во время совершения полёта над территорией Афганистана самолёт был перехвачен истребителями движения "Талибан" и принудительно посажен в аэропорту города Кандарага.

Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжелых условиях плена вёл себя мужественно, не поддаваясь на провокационные действия талибов и представителей ряда иностранных государств. Поняв, что руководство Российской Федерации во главе с Президентом Б.Н. Ельциным не способно организовать спасение из плена, экипаж самостоятельно разработал дерзкий план побега.

Лётчикам удалось убедить охранников в необходимости выполнения профилактических работ на борту самолета. Воспользовавшись потерей бдительности с их стороны во время одного из посещений самолета, 16 августа 1996 года лётчики завели двигатели и подняли самолёт в воздух, несмотря на обстрел из автоматического оружия. При этом безоружными людьми были захвачены и обезоружены трое охранников-талибов, двое из которых были вооружены автоматами и один - пистолетом.

Для обмана погони экипаж направил самолёт не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Полёт над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50 - 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечён средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полёт окончился успешно. К вечеру 16 августа 1996 года экипаж самолёта Ил-76 в составе командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, ведущих инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова совершил благополучную посадку в Объединённых Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину.

"За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана" Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Этим же указом звание Героя присвоено командиру экипажа Владимиру Шарпатову, все остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.

Продолжил работу на предприятиях гражданской авиации. Несколько лет летал командиром корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань). С июня 2008 по 2009 годы - Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан". С 2009 года - командир экипажа корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Волга-Днепр" Принимает активное участие в общественной работе.

Награждён медалями.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Иванов А.А. Герои Российской Федерации. Казань, 2012.