Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Белавин Николай Иванович

 
Белавин Николай Иванович
29.01.1923 - 15.01.1980
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 3072

    Памятники
  Надгробный памятник


Белавин Николай Иванович - командир эскадрильи 33-го гвардейского штурмового авиаполка (3-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 6-я воздушной рамии, 1-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 29 января 1923 года в городе Алма-Ате, ныне Алматы, Республики Казахстан, в семье рабочего. Русский. Жил в городе Фрунзе (ныне - Бишкек), здесь пошел в школу. В 1936 году переехал в Москву, учился в средней школе и одновременно в аэроклубе Ленинградского района столицы.

В июле 1940 года был призван в Красную Армию и направлен в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Курсантом встретил начало Великой отечественной войны, был эвакуирован в Уральск (Казахстан).

В июле 1942 года старший сержант Белавин прибыл на Северо-Западный фронт и после месячной стажировки в учебно-тренировочном авиаполку был зачислен пилотом в 288-й (с ноября 1942 года – 33-й гвардейский) штурмовой авиационный полка, в эскадрилью капитана Марютина. Воевал на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

Опыт и навыки вождения "воздушного танка" росли от вылета к вылету. К середине января 1943 года Белавин совершил двадцать два боевых вылета, уничтожил и повредил две зенитные батареи, одно орудие полевой артиллерии, три блиндажа и вывел из строя более шестидесяти фашистов. За боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды.

В марте 1943 года младший лейтенант Белавин был назначен командиром звена. За месяц он уничтожил два вражеских самолета, два танка, несколько батарей полевой и зенитной артиллерии, десятки гитлеровцев. Командование наградило его орденом Красного Знамени. Сорок третий боевой вылет Н.И.Белавин совершил уже лейтенантом, заместителем командира эскадрильи и ведущим группы штурмовиков. В августе 1943 года стал член ВКП(б)/КПСС.

К середине июля 1944 года командир эскадрильи гвардии капитан Белавин совершил 97 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку укреплений, скоплений войск противника. Участвовал в более чем 20 воздушных боях, сбил вражеский истребитель.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Белавину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3072).

В дальнейшем в составе своего полка участвовал в боях за освобождение Польши, штурмовал Зееловские высоты. 16 апреля 1945 года ему было поручено сбросить копию ключа от Бранденбургских ворот войскам 8-й гвардейской армии, штурмовавшим Берлин. Войну закончил заместителем командира 33-го гвардейского штурмового Воронежского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка. Всего к маю 1945 года совершил 159 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 окончил Военно-воздушную академию. С 1979 генерал-майор авиации Белавин — в запасе. Жил в городе-герое Москве.

Скончался 15 января 1980 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-3).

Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Насколько боевых вылетов.

5 марта 1943 года шестерка «илов» вылетела в район Приплеткино для нанесения удара по артиллерийским позициям врага. Только вышли на цель, как появились четыре немецких истребителя «Фокке-Вульф-190». Штурмовики сомкнули строй и продолжали сбрасывать бомбы на вражескую артиллерию, одновременно отражая атаки «фоккеров». Несколько бомб попали в склад боеприпасов, и два мощных взрыва потрясли округу, Гигантские столбы дыма поднялись в небо и были видны за десятки километров. Можно было возвращаться, но на отходе от цели фашистские истребители подбили машину Белавина. Когда самолет отстал, гитлеровцы стали преследовать его. Но Николаю удалось умелыми маневрами уклониться от вражеского огня и благополучно вернуться в свое расположение.

Через день, едва механики отремонтировали самолет и Николай принял участие в налете на вражеский аэродром у города Сольцы. Зенитные батареи встретили штурмовиков плотным огнем, но те сумели трижды прорваться сквозь завесу разрывов и уничтожили на аэродроме три самолета, два зенитных орудия и несколько автомашин.

14 марта Белавин в составе шестерки «илов» участвовал в налете на позиции противника у села Гущино и на северной окраине Старой Руссы. И снова в разгар бомбометания появились истребители неприятеля. Наши воины без колебаний приняли неравный бой, машина младшего лейтенанта опять была подбита. И на этот раз спокойствие и мастерство пилота помогли спасти экипаж и самолет.

Позже, не раз возвращаясь к пережитому, Николай Иванович отметит, что именно с весны сорок третьего он мог одновременно следить за целью, фиксировать малейшие изменения в воздушной обстановке, не терять строй товарищей, надежно прикрывать их, наблюдать за работой мотора и показаниями приборов машины.

20 августа наша пехота вела тяжелый бой в районе станции Балогижа: противник вел интенсивный артиллерийский и минометный огонь, одновременно усиливая свою пехоту резервами. Чтобы помочь нашим воинам, летчикам во главе с Белавиным было приказано уничтожить переправу через реку в ближнем тылу врага. Едва семерка «илов» приблизилась к полю боя, как заговорили вражеские зенитные орудия и крупнокалиберные пулеметы. Николай приказывает Мосину со своим ведомым заняться зенитчиками, Малоушину и Удачину — нанести удар по переправе, а сам с остальными машинами обрушился на артиллерийские и минометные батареи врага. Быстрота перестроения, четкость маневра и точность ударов принесли полный успех. Командир стрелковой дивизии сообщил в штаб воздушной армии, что «на площади, атакованной семеркой штурмовиков, все смешано с землей, враг парализован». В том бею летчики уничтожили переправу, две полевых и одну зенитную батареи.

6 октября шестерка Белавина в течение получаса «висела»; над позициями противника у деревень Каверзы, Белянки, Кпрчаги. За пять заходов летчики уничтожили несколько огневых точек, одиннадцать автомашин и до взвода пехоты противника и тем самым облегчили прорыв к старинному русскому городу Невель.

27 марта 1944 года четверка «илов» во главе с Белавиным пересекла линию фронта и появилась над станцией Любомль. Фашисты открыли огонь из всех зенитных средств, но штурмовики продолжали полет. Сделав два захода, они уничтожили шесть вагонов, три автомашины и двадцать повозок с грузами. Во время разворота на обратный курс появились два вражеских истребителя, фашисты попытались наказать наших воинов. И поплатились: один «фоккер» был сбит дружным огнем штурмовиков, а уцелевший предпочел удалиться.

Один из самых запоминающихся вылетов состоялся 14 апреля 1944 года. Руководимая Белавиным десятка «илов» атаковала железнодорожную станцию Мацеюв, на которой скопилось два эшелона с танками, мною бронетранспортеров, автомашин и эскадрон конницы. Фашисты открыли огонь не только из зенитных средств, но и из винтовок, карабинов и пулеметов. Три машины — Молева, Павлова и Мосина — были сбиты, но оставшиеся выполнили боевое задание и отомстили за гибель друзей. Н. И. Белавин вывел из строя паровоз, а ведомые уничтожили до четырех десятков танков, столько же бронетранспортеров и пятнадцать автомашин. Всего же капитан Белавин к тому времени совершил восемьдесят один боевой вылет, истребил около четырехсот гитлеровцев и уничтожил много боевой техники.

Война продолжалась. Однажды майор Белавин получил задачу: с группой штурмовиков разбомбить шоссе между населенными пунктами Студзянка и Опочно на западном берегу Вислы. По дороге двигалась большая колонна автомашин неприятеля. Перестроившись в круг, самолеты сделали несколько заходов. Бомбы, реактивные снаряды и пулеметно-пушечные очереди сделали свое дело. На дороге и ее обочинах ярким пламенем запылали вражеские машины, колонна на какое-то время замерла. Этим воспользовались наши танкисты, прорвавшиеся во вражеский тыл, и довершили разгром. После освобождения тех мест на шоссе насчитали около двух с половиной тысяч разбитых и поврежденных машин разных марок.

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Белан П.С. Слава тебя найдёт. Алма-Ата, 1982.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1981
Подводная археология   Т