Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Ревуцкий Лев Николаевич

 
Ревуцкий Лев Николаевич
20.02.1889 - 30.03.1977
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 24.02.1969 Медаль № 14581
Орден Ленина № 400940

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Киеве
  Мемориальная доска в Киеве (фрагмент)
  Бюст в селе Иржавец
  Мемориальная доска в селе Иржавец
  Вывеска в селе Иржавец
  Мемориальная доска в Прилуках
  Вывеска в Чернигове
  Стенд в селе Иржавец
  Стенд в селе Иржавец (2)
  Барельеф в Чернигове


Ревуцкий Лев Николаевич – композитор, педагог, народный артист СССР (1944), академик Академии наук Украинской ССР (1957).

Родился 20 февраля 1889 года в селе Иржавец ныне Ичнянского района Черниговской области (Украина). Украинец. Как это часто бывало в жизни ярко одаренных творцов музыки, влечение маленького Льва к искусству звуков проявилось очень рано. С пяти лет он изучал игру на фортепиано, сначала под руководством матери, а затем - приглашенных учителей. Большое значение для роста его интереса к музыке имели народные песни, постоянно звучавшие в родном селе и почитаемые в отцовском доме.

Сперва Лев обучался в Прилукской гимназии. Однако родители, а также старший брат Дмитрий решили, что для приобретения подлинных и всесторонних знаний ему необходимо переехать в Киев, один из крупнейших культурных центров. Здесь будущий композитор поступил в гимназию и - параллельно - в музыкальную школу украинского композитора Н.Тутковского, став учеником класса фортепиано Н.Лысенко.

Естественно, что встреча с крупнейшим деятелем украинской культуры произвела большое впечатление на юношу. Это проявилось не только в творчестве Ревуцкого, в его отношении к народной музыке, но также в последующей многолетней педагогической практике, в формировании его как гражданина. Именно памяти Н.Лысенко Л.Н.Ревуцкий посвятил одно из лучших сочинений более позднего периода - Концерт F-dur для фортепиано с оркестром.

В 1904 году, с открытием в Киеве музыкально-драматической школы Н.Лысенко, свои занятия Лев Николаевич продолжил в этом учебном заведении. Однако он проучился там сравнительно недолго. В 1907 году Ревуцкий стал студентом физико-математического факультета Киевского университета и - одновременно - учеником в фортепианном классе С.Короткевича в Киевском училище РМО. Через год Ревуцкий перевелся на юридический факультет. В 1913 году Лев Николаевич поступил в только что организованную Киевскую консерваторию, в класс композиции Р.Глиэра.

В начале первой мировой войны Ревуцкий ускоренными темпами сдал выпускные экзамены в обоих вузах и отправился на Рижский фронт. Вернувшись из армии в 1918 году, он ненадолго остановился в Москве, где взялся за окончание Первой симфонии и Первого фортепианного концерта. Потом - возвращение в Киев, через некоторое время - в родной Иржавец, затем - переезд в соседние Прилуки. Там, по понятным причинам, он работал не по специальности (делопроизводителем в железнодорожной амбулатории).

В силу сложившихся обстоятельств в это бурное время Лев Николаевич мало занимался творчеством. Однако ему удалось в те годы создать и исполнить с самодеятельным хором кантату-поэму «Хустина» («Платок», на стихи Т.Шевченко), смело претворявшую традиции Н.Лысенко и вошедшую в советскую музыку как один из лучших образцов жанра.

В начале 1920-х годов композитор начал работать над большим вокально-симфоническим циклом «Щороку» («Из года в год») на слова А.Олеся. Стихи замечательного поэта-лирика давали возможность углубиться в красоту окружающего мира, показать единение человека с природой, ощутить и воссоздать все радостное и светлое, что она несет с собой. К сожалению, автору не удалось до конца осуществить свой замысел: он смог написать только одну часть - «Зима».

В то время в Киеве развернул свою деятельность Музыкально-драматический институт имени Н.В.Лысенко, остро нуждавшийся в высококвалифицированных педагогических кадрах. С 1924 года Ревуцкий начал преподавать музыкально-теоретические дисциплины на дирижерско-хоровом отделении. Он совместил это с самообразованием: поставил целью досконально овладеть искусством гармонии, а также в совершенстве изучить стилевые закономерности народной музыки.

Этому способствовали и постоянные занятия со студентами, и поиски новых, непривычных с традиционной точки зрения средств и приемов гармонических решений тех или иных творческих проблем. Именно на то время приходится создание нескольких вокально-инструментальных циклических композиций, основанных на ярких украинских мелодиях. Это широко известные ныне «Козацькі пicнi», «Сонечко», «Галицькi пiснi».

Ревуцкий не «обрабатывал» песни в обычном значении слова - он творил на их основе оригинальные, подчеркнуто самобытные миниатюры, отмеченные глубиной и всесторонностью раскрытия поэтического и музыкального текста первоисточника. Народную песенность он изучил не «умозрительно», теоретически, он ощутил ее сердцем, всей своей сущностью. В работе над циклами зрел молодой, полный душевной силы и эмоциональной энергии подлинно национальный художник. Эту работу он считал подготовкой к созданию своего главного произведения - Второй симфонии.

Композитор написал её к десятой годовщине Октябрьской революции, представив партитуру на закрытый конкурс, объявленный Народным комиссариатом просвещения УССР, под красноречивым девизом «Будуймо!» («Будем строить!»). В соответствии с условиями конкурса Ревуцкий построил симфонию на народных напевах - обрядовых, лирических, бытовых.

Он глубоко проник в их эмоционально-образный мир, органично синтезировав его с достижениями современной композиторской техники и симфонической формы. Это относится не только к мелоинтонационному строю, но и к гармонии, полифонии, ритмике, инструментовке, где явственно «прослушиваются» приемы игры народных музыкантов.

Вторая симфония стала этапным произведением украинской музыки, вошла в нее как яркое воплощение национальных стилевых закономерностей, как свидетельство утвердившегося профессионализма, которого достигло музыкальное творчество в республике к середине 1920-х годов.

Лев Николаевич, без сомнения, осознавал фундаментальное значение этого своего творения. Потому не случайно в конце 1930-х годов он принялся за его редактирование, вновь вернувшись к этому еще раз после войны. Ревуцкий пересмотрел партитуру, еще более насытил paзнообразными полифоническими приемами, подверг переосмыслению ее тембровую палитру, усилив яркость звучания отдельных эпизодов. Ещё в 1941 году за Симфонию № 2 Л.Н.Ревуцкому была присуждена Государственная премия СССР.

Другим выдающимся произведением, появившимся вслед за ней, был Концерт F-dur для фортепиано с оркестром, впервые исполненный в 1934 году. Он привлек внимание уже самим толкованием жанра - как цикл монументальных музыкальных фресок, вдохновленных идеей соревнования в труде, спорте, искусстве. Л.Н.Ревуцкий в Концерте обратился к украинским народным песням, подвергнув их вдохновенному и изобретательному претворению.

Еще в годы пребывания в консерватории и затем после её окончания Лев Николаевич уделял много внимания игре на фортепиано; не раз он выступал как талантливый интерпретатор собственных сочинений и произведений других авторов. Все это как нельзя более пригодилось композитору в работе над Концертом, в частности над сольной его партией, отличающейся богатством выразительных приемов, удобством и фактурной изобретательностью, утонченной пианистической графикой.

В военное лихолетье нотный материал Концерта был почти полностью утрачен. После войны автор возобновил его, сделал более компактным. В этом виде Концерт был напечатан и удостоен Государственной премии УССР имени Т.Г.Шевченко.

Ревуцкий всегда ощущал свою неразрывную связь с судьбой украинской музыки прошлого. Особо выделял Лев Николаевич творчество своего учителя Н.Лысенко, восхищался его хорами, песнями и романсами, фортепианными пьесами. Такое отношение Ревуцкого к музыке Лысенко, возможно, и явилось одной из причин, по которой он взялся за предложенное ему редактирование монументального «Тараса Бульбы».

Кроме Льва Николаевича в этом важном деле приняли участие поэт М.Рыльский и общепризнанный мастер симфонического оркестра Б.Лятошинский. В окончательном виде «Тараса Бульбу» поставили в 1955 году. С тех пор опера постоянно пребывает в репертуаре украинских театров; показанная в Улан-Удэ и Тбилиси, Висбадене, Берлине и городах Югославии, - всюду опера имела большой успех.

В августе 1941 года Лев Николаевич эвакуировался в Ташкент: правительство Узбекистана поручило ему заведовать кафедрой истории и теории музыки в республиканской консерватории, быть руководителем класса композиции. Он создал несколько хоров и песен о подвиге народа в борьбе с фашистами, подготовил для постановки в одном из театров музыку к «Наталке-Полтавке» И.Котляревского.

После освобождения Киева Л.Ревуцкий вернулся в родной город и с энтузиазмом принялся за восстановление разрушенной годами оккупации музыкальной культуры. Возобновив работу в консерватории, он отдал немало сил возвращению из армии студентов, мобилизованных в начале войны. Благодаря заботам маститого профессора из разных мест страны съезжались будущие композиторы, музыковеды, дирижеры, студенты других факультетов, чтобы продолжить занятия любимым искусством.

Л.Ревуцкому, к сожалению, не удалось сохранить все написанное им до войны. Исчезли рукописи Первого фортепианного концерта, эскизы и фрагменты партитуры Первой симфонии. Лев Николаевич по памяти восстановил Первую симфонию, значительно переработав её.

Ещё в 1928 году Л.Ревуцкий написал мужской хор «Наша пiсня» (на слова М. Рыльского) в ознаменование десятой годовщины деятельности Киевского музыкально-драматического института имени Н.В.Лысенко. В пятидесятые годы, повторно вернувшись к хоровой пьесе, он превратил ее в вокально-симфоническую поэму «Ода пісні», которая приобрела характер лирико-эпического музыкального повествования.

Творчество Л.Н.Ревуцкого приобрело широкую известность за пределами республики и всей страны. Ещё в довоенное время его Вторая симфония игралась в Варшаве и Каунасе, а позднее её, как и Второй фортепианный концерт, кантату-поэму «Хустина», оркестровый «Казачок» и ряд фортепианных пьес, исполнили в Канаде и США. За один месяц в столице штата Калифорния Сакраменто симфонию исполнили три раза подряд.

В 1944-1948 годах Л.Н.Ревуцкий занимал должность председателя правления Союза композиторов Украины. Избирался депутатом Верховного Совета УССР 2-5-го созывов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1969 года Ревуцкому Льву Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Киеве. Умер 30 марта 1977 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Награждён 4 орденами Ленина (20.02.1949, 1953, 27.10.1967, 24.02.1969), 4 орденами Трудового Красного Знамени (17.04.1938, 23.01.1948, 30.06.1951, 24.11.1960), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1941), Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1966).

В июле 1989 года в селе Иржавец, к 100-летию со дня рождения Л.Н.Ревуцкого, открыт музей-усадьба, установлены бюст и мемориальная доска. Мемориальные доски также установлены: в Киеве на доме, в котором жил; городе Прилуки Черниговской области на здании амбулатории железнодорожной станции, в котором работал. Его именем названы Черниговское музыкальное училище, школа в селе Иржавец, улицы в Киеве и Чернигове.

Администрация сайта выражает благодарность руководству школы имени Л.Н.Ревуцкого (село Иржавец Ичнянского района Черниговской области) за предоставленные фотоматериалы.

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым