Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Лысенко Александр Карпович

 
Лысенко Александр Карпович
10.12.1910 - 23.01.1976
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 151
Орден Ленина № 16303


Лысенко Александр Карпович – начальник паровозного отделения Лиски Юго-Восточной железной дороги.

Родился он 10 декабря 1910 года в городе Лида ныне Гродненской области Белоруссии в семье железнодорожника. Вскоре с родителями отцом переехал на станцию Морозовскую ныне Ростовской области, куда отца перевели машинистом водокачки. Здесь окончил школу-семилетку. В 1930 году, по окончанию Борисоглебского техникума путей сообщения, был направлен в депо Лиски Юго-Восточной железной дороги. Стал работать помощником машиниста, а вскоре и самостоятельно повёл грузовые поезда.

В 1932 году призван в Красную Армию, проходил службу в Курске. Вернувшись в депо Лиски, работал мастером по монтажу и освоению нового оборудования. В 1937 году был назначен начальником планово-производственного бюро, а летом 1938 года - начальником Лискинского паровозного хозяйства.

С началом Великой Отечественной войны депо Лиски стало работать по-фронтовому. С востока шли воинские эшелоны к фронту, на восток - санитарные поезда, эшелоны с людьми и эвакогрузами. Лысенко умело организовывал полевые водокачки и передвижные склады топлива, не допуская остановки паровозов на перегонах без воды и топлива. При первой бомбёжке Лискинского узла летом 1942 года он был ранен и контужен, но остался в строю, организовав ликвидацию разрушений депо. Бомбёжки важного железнодорожного узла шли ежедневно.

Когда фашисты оказались на западном берегу Дона, довелось под огнём артиллерии и под бомбежкой с самолётов эвакуировать оборудование депо и станции. Депо Таловая стало временным пристанищем лискинских паровозников. Теперь локомотивы шли на Поворино, а оттуда к Сталинграду или Ельцу.

В октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, был назначен А.К. Лысенко начальником колонны паровозов № 19 особого резерва НКПС. Локомотивов колонны доставляли к Сталинграду военные грузы по Арчединскому отделению Юго-Восточной дороги.

В январе 1943 года Лысенко был вновь назначен на пост начальника отделения паровозного хозяйства в депо Лиски. Нужно было как можно быстрее восстановить депо и обеспечить нормальную работу локомотивов. Уже через три дня задымила водокачка и открылся пункт технического осмотра паровозов. На ближних станциях и перегонах собрали инструмент и материалы, на топливном складе появились штабели угля. На Елец пошли эшелоны с дивизиями Донского фронта.

Гитлеровская авиация нещадно бомбила не только восстановителей моста через реку Дон, но и депо Лиски, которое в начале 1943 года пришлось восстанавливать трижды. И когда в апреле началось движение поездов через реку Дон, службы депо ещё не были восстановлены. Водоснабжение паровозов обеспечивалось по шлангам прямо из реки, а углем локомотивы загружались из полувагонов, снабжённых подъёмным краном, которые выполняли роль передвижных экипировочных пунктов. Лискинское отделение паровозного хозяйства сыграло заметную роль в подвозе войск, вооружения и продовольствия для обеспечения потребностей всего Степного фронта в канун и в ходе знаменитой Курской битвы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» Лысенко Александру Карповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Директор-полковник тяги А.К. Лысенко проделал большую работу по восстановлению хозяйства Лискинского узла. Для бесперебойной работы отделения в зиму 1943-1944 года были восстановлены пункты водоснабжения, электростанции, отремонтирован поезд с монтажом механического оборудования, склад топлива с общежитием для рабочих. Паровозное отделение работало бесперебойно, задание по перевозкам выполнено полностью.

После Победы продолжал трудиться на своем посту, затем возглавил Лискинское отделение.

Депутат Верховного Совета РСФСР. 2-го созыва (1947-1951)

В 1972 году ушел на заслуженный отдых.

Жил в городе Георгиу-Деж (ныне – Лиски) Воронежской области. Скончался 23 января 1976 года.

Награжден 2 орденами Ленина (05.11.1943, 01.08.1959), 2 орденами Трудового Красного Знамени (01.08.1942, 06.08.1952), орденом Красной Звезды (29.07.1945), 2 орденами «Знак Почёта» (04.08.1966, 04.05.1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (21.05.1951),

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т