Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Янковский Александр Алексеевич

 
Янковский Александр Алексеевич
27.05.1911 - 16.05.1999
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 115
Орден Ленина № 16231

    Памятники
  Надгробный памятник


Янковский Александр Алексеевич – старший паровозный машинист паровозной колонны № 3 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), в указе - паровозный машинист депо Орша Западной железной дороги.

Родился 14 (27) мая 1911 года в Орше ныне Витебской области Республики Беларусь. В пятнадцать лет стал рабочим Оршанской дистанции пути Западной железной дороги. На следующий год учеником слесаря в депо Орша, а затем, подучившись, помощником машиниста.

В разгар кривоносовского движения, в середине 30-х годов, Янковский освоил методы машиниста-новатора и стал водить поезда с повышенной скоростью. Его добросовестный и новаторский труд был отмечен выдвижением на руководящий пост - помощника начальника паровозного отделения по экипировке в депо Орша. Его начальником и товарищем был Константин Заслонов.

В начале Великой Отечественной войны при подходе немецко-фашистских войск к Орше вместе с Заслоновым эвакуировался в Москву, предварительно сделав паровозное депо недееспособным: многие станки и механизмы успели отправить на восток, другие привели в негодность. Заслонов ушел в тыл врага, а Янковский своим паровозом стал работаь в депо им. Ильича, водил составы с войсками, с вооружением и боеприпасами от Москвы-Белорусской до Можайска, порой почти на передовую.

В 1942 году вместе с другими белорусскими железнодорожниками был включен в состав 3-й паровозной колонны специального резерва Народного комиссариат путей сообщения СССР, которую возглавил Н. А. Макаров из Витебска.

Работал на Сталинградском направлении, доставлял эшелоны по маршрутам через Елец к Сталинграду или через Поворино до Иловли. Когда враг перерезал эту линию и вышел к Волге севернее городаколонна продолжала доставлять грузы к Сталинграду по линии Урбах - Верхний Баскунчак и далее к Волге по участку, сооружённому в дни войны строителями М.Л. Бондаренко.

Все грузы к Сталинграду доставлялись при постоянной бомбардировке вражеской авиации. На станцию Эльтон бомба попала в турную теплушку, где отдыхала сменная бригада. Восемь человек погибли. По распоряжению старшего машиниста Янковского вагонный мастер Афанасий Глебов отцепил от паровоза горящую теплушку. Янковский вывел её в тупик. Вернувшись к эшелону с танками, машинист отправил боевую технику на перегон, спрятал в выемку. Похоронив павших в воронках от бомб, Янковский с Глебовым ещё девять суток работали под обстрелом и бомбёжками силами только своей паровозной и поездной бригады.

Когда была уничтожена окружённая в Сталинграде вражеская группировка Янковскому довелось срочно вывозить войска Донского фронта к Курску. После Орловско-Курской битвы 3-я колонна обслуживала Брянский и Белорусский фронты. 26 ноября 1943 года был освобождён Гомель, в 1944 году - Витебск и родная Орша.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Янковскому Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Из личного состава 3-й колонны высокого звания также были удостоены её начальник Н.А. Макаров, вагонник А.А. Глебов, машинист В.И. Мурзич.

В 1946 году Александр Янковский учился на Центральных технических курсах МПС СССР, после их окончания был назначен начальником топливно-тепло-технического сектора Оршанского отделения. Его послевоенный самоотверженный труд был отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

В апреле 1952 года был переведен на ту же должность в Красноярск. Когда началась замена паровозов на тепловозную и электрическую тягу, А.А. Янковский, окончил курсы повышения квалификации и в 1959 году стал инструктором по теплотехнике. Вскоре был назначен начальником восстановительного поезда станции Красноярск. В мае 1968 года он ушёл на пенсию по возрасту, но продолжал трудиться приёмосдатчиком грузобагажа.

Жил в городе Красноярске. Скончался 16 мая 1999 года. Похоронен на кладбище Бадалык.

Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 31.07.1954), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (12.10.1951), медалями.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т