Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Олейников Никита Иванович

 
Олейников Никита Иванович
28.05.1904 - 01.02.1976
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 154
Орден Ленина № 16306


Олейников Никита Иванович - дежурный по станции Липки Сталинградской железной дороги.

Родился 28 мая 1904 года в будке путевого обходчика вблизи станции Липки на территории современной Волгоградской области. Русский. Начал трудиться с пятнадцати лет ремонтным рабочим на родной станции Липки в Арчединской дистанции пути, что на линии Иловля - Поворино Юго-Восточной железной дороги. С 1931 года работал стрелочником, а в 1937 году, по окончании курсов, переведен дежурным по станции Липки Сталинградской железной дороги.

Когда началась война через станцию Липки шли эвакогрузы из Приднепровья, заводов и шахт Донбасса, двигались составы с бакинской нефтью. С севера к Сталинграду, а потом на Лихую и Котельниково шли воинские составы для нужд Южного, Северо-Кавказского и Крымского фронтов. Станция Липки не была узловой, но и ей приходилось работать с большой интенсивностью.

Летом 1942 года после захвата гитлеровцами Валуек и Купянска от Поворино стал поступать подвижной состав. Вскоре станция Липки превратилась в прифронтовую. Эскадрильи вражеских бомбардировщиков висели над станциями Арчединского отделения. Только за 10 дней июля они совершили более 70 налётов на Арчеду и близлежащие станции.

Железнодорожники проявили героизм и мужество, в самых трудных условиях оставались на своих постах, не прекращали подвоз боеприпасов и пополнения защитникам Сталинграда. Особенно часто воинские эшелоны шли ночью. Дежурный по станции Липки тридцативосьмилетний Никита Олейников почти при ежедневных налётах вражеской авиации стойко нёс боевую вахту. В свободное от дежурства время помогал сменным бригадам принимать и отправлять поезда. Сотни эшелонов были пропущены Олейниковым к Сталинграду или на север. Иногда обстановка требовала рассредоточить или задержать поезда перед станцией и там разгружать вагоны и Олейников умело это организовывал. Он блестяще справился с отгрузкой 415 вагонов зерна, находившегося на станции.

25 июля, когда он уже сдал ночное дежурство, поступило сообщение, что из-за Дона летит большая группа вражеских самолётов. В это время на станции находилась сплотка из 6 паровозов, стояли эшелоны с автомашинами и пушками, с зерном и 13 цистерн с горючим. Ещё до начала бомбёжки удалось отправить на север сплотку паровозов, маневровый паровоз вывозил платформы с боевой техникой, стали рассредоточивать вагоны с хлебом и цистерны. Фашистские лётчики ожесточённо бомбили станцию, но Олейников, не будучи на дежурстве, оставался на боевом трудовом посту, даже когда узнал о гибели жены и троих детей. Надо было тушить загоревшиеся вагоны, спасать важные грузы.

Когда гитлеровцы прорвались к Волге севернее, перерезав железную дорогу на Сталинград, пришлось уходить из занятой врагом станции Липки. В ноябре Арчеда, Липки и Иловля были освобождены. Снова здесь трудится Н.И. Олейников. Машинисты паровозных колонн особого резерва НКПС (особенно № 9), работавшие на этом участке, отлично знали мужественного дежурного по станции Н.И. Олейникова, от мастерства которого зависело безостановочное движение воинских эшелонов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Олейникову Никите Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» (№154).

В мае 1944 года он стал начальником станции. В 1951 году Олейников был награждён вторым орденом Ленина, в 1964 году ушёл на заслуженный отдых, но ещё продолжал трудиться весовщиком в период хлебных перевозок.

Более 40 лет Н.И. Олейников встречал и провожал поезда на ставшей родной станции Липки. Всю трудовую жизнь он работал по совести, пройдя путь от ремонтного рабочего до начальника станции. Скончался 1 февраля 1976 года.

Награжден двумя орденами Ленина, медалями; знаком «Почетному железнодорожнику»

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т