Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Ефимов Иван Иванович

Ефимов Иван Иванович

25.09.1888 - 25.09.1964

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 67

Орден Ленина № 15477

Ефимов Иван Иванович - паровозный машинист депо Горбачёво Московско-Курской железной дороги.

Родился 25 сентября 1888 года в городе Белеве ныне Тульской области в рабочей семье. Русский. Стал железнодорожником. Работал машинистом паровоза в железнодорожном депо станции Белев. В 1918 году вступил в РКП(б)/ВКП(б)/КПСС.

Осенью 1941 года, при наступлении немецко-фашистских захватчиков на Белев, машинист Ефимов вывез со станции десять составов с ценным эвакуационным грузом. Последний эшелон с боеприпасами, военной техникой и цистернами с горючим довелось выводить, когда в город уже ворвались танки захватчиков, а станцию бомбили вражеские самолёты. О своём первом подвиге Иван Иванович вспоминал: «Поезд отошёл от станции, и я старался набрать скорость. Тут налетели три фашистских самолёта и начали строчить из пулемётов. Меня ранило в ногу, ранило и Лобова - его рана оказалась смертельной. Крикнул я Косаревскому, чтобы быстрее подал уголь, но он не откликнулся. Смотрю - кочегар лежит в будке мёртвый. Остался я один у реверса и продолжал вести поезд. Фашистские самолёты всё вертелись над головой и поливали огнём. Я получил шесть ран, из них три сквозные. Управлял паровозом, пока были силы. Поезд дошёл до Беженки, груз был спасён. Меня отправили в госпиталь, потом эвакуировали в Сибирь».

После выздоровления он был откомандирован на станцию Купино Омской магистрали, где, несмотря на непривычные 55-градусные морозы, два месяца трудился составителем поездов. Послал письмо руководству магистрали, чтобы ему прислали вызов вернуться в Подмосковье. Вскоре он прибыл домой и стал работать на узловой станции Горбачёво. Как прифронтовую, её бомбили нещадно.

25 марта 1943 года во время бомбового налета на паровозе Ефимова сколком бомбы пробило водонапорную трубу, через которую подавалась вода из тендера. Пробоину заделали деревянной пробкой. Когда загорелись вагоны, достали пожарный рукав и с помощником потушили один вагон, остальные растащили. В реляции говорилось, Ефимов, получив ранения, не покинул своего поста и помогал устранять повреждения на станции и только потом обратился за медицинской помощью. Месяц пролежал в госпитале. Выздоровел и, разумеется, снова вернулся на паровоз.

В марте 1943 года заместитель начальника и начальник политотдела магистрали имени Ф.Э. Дзержинского обратились в наркомат путей сообщения с ходатайством о представлении к званию Героя Социалистического Труда машиниста Ефимова Ивана Ивановича. В апреле 1943 года нарком Л.М. Каганович и начальник политуправления НКПС С.И. Багаев в записке И.В. Сталину подрежали ходатайством. Ефимов мог стать первым Героем-железнодорожником, но в ноябре был подписан Указ о присвоении высокого звания сразу 127 железнодорожникам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Ефимову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». 20 ноября высокие награды вручил в Кремле М.И.Калинин.

После войны продолжал трудиться на своем посту. В декабре 1946 года белёвские железнодорожники выдвинули И.И. Ефимова своим кандидатом в члены окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Верховного Совета РСФСР. Более полувека - его трудовой стаж на транспорте. Но восемь ранений сказались, и он рано ушел из жизни. Скончался 25 сентября 1964 года.

Награждён 2 орденами Ленина (в т.ч. 20.11.1943), медалями; 2 знаками «Почётному железнодорожнику».


Фото РГАКФД


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т