Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Горбачёв Анатолий Ильич

 
Горбачёв Анатолий Ильич
17.02.1935 - 18.11.1993
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 19.08.1988 Медаль № 20927
Орден Ленина № 459922

    Памятники
  БАТМ-0041 «Капитан Горбачёв»
  Надгробный памятник


Горбачёв Анатолий Ильич – капитан-директор большого морозильного рыболовного траулера «Виктор Миронов» Архангельского производственного объединения рыбной промышленности Министерства рыбного хозяйства СССР.

Родился 17 февраля 1935 года в деревне Кянда Онежского района Северного края (ныне – Архангельской области). Русский. Отец работал председателем рыбкоопа, а затем председателем колхоза, мать трудилась в колхозе. Рано связал свою судьбу с морем: выходил с отцом на промысел, работал зуйком-юнгой, а потом матросом.

Окончив 7 классов школы, поступил в 1950 году в Архангельскую рыбопромысловую мореходную школу по специальности «судовождение». Учился хорошо, в процессе учёбы, на плавпрактике, будучи на РТ-83 «Северный» матросом, хорошо познал вкус рыбацкого труда. После окончания в 1953 году мореходной школы зачислен матросом на рыболовный траулер РТ-88 «Печорец». С набором плавценза получил диплом штурмана малого плавания.

В 1954 году назначен третьим штурманом на РТ-88 «Печорец». На этом траулере Анатолий Ильич под руководством опытнейшего и старейшего капитана Архатралфлота А. Ф. Пяткова прошёл путь по всем ступенькам. Он осваивал науку судоводителя-промысловика, перенимал опыт и практические знания старших командиров. Поступил учиться на заочное отделение в Архангельский морской рыбопромышленный техникум и окончил его, получив среднее специальное образование и диплом техника-судоводителя. Кроме судовождения, приходилось изучать поисковые и электрорадионавигационные приборы, пути миграции рыб, гидрологию и течения, промысловое дело – технику и тактику лова разных пород рыб и многое другое.

Через девять лет после начала трудового пути, в 1962 году, А. И. Горбачёв стал капитаном – самым молодым в траловом флоте на тот момент. В том же году он вступил в КПСС. После «Печорца», с 1963 года, продолжал капитанскую деятельность на РТ-115 «Мезень». Проработал на этом траулере пять лет. РТ-115 был в числе передовых судов флота. За успешную работу на промысле в 1966 году был награждён медалью «За трудовое отличие».

В 1969 году перешёл на большие морозильные рыболовные траулеры, став капитан-директором БМРТ-418 «Кильдин», а также БМРТ-446 «Онекотан». На крупнотоннажных судах освоил новые районы и объекты лова в разных районах Мирового океана. Ему удавалось добиться стабильности экипажа, что было главным залогом успешных рейсов при любом промысле, в любом районе.

В 1970 году принял новопостроенный БМРТ-0119 «Певек» (тип «Алтай»). Нелегко было осваивать новый дизель-электроход с новым механическим оборудованием, сложными автоматическими устройствами и приборами. «Алтаи» имели конструктивные недостатки, но архангельские рыбаки сумели «довести их до ума» и прекрасно работали в разных районах промысла, на многих объектах лова. На траулере сложился дружный, работоспособный коллектив, которому под силу были любые поставленные руководством флота задачи.

Капитан-директор добился главного – постоянства командного состава, сумел правильно сориентироваться в условиях работы с сокращённым экипажем, умело распределить обязанности между членами экипажа. На вверенных ему судах было развёрнуто движение наставничества по обучению молодых рыбаков передовым методам труда, по овладению ими смежных специальностей. На «Певеке», например, они осваивали более совершенные тралы для облова скумбрии, ставриды, путассу. Его экипаж одним из первых испытал в действии новые линии и машины на обработке рыбы, а также поисковые приборы. Экипаж «Певека» первым на флоте поддержал инициативу «Пятилетке эффективности и качества – рабочую гарантию!» БМРТ «Певек» принадлежит рекорд по валовому объёму вылова рыбы.

Судно работало безаварийно в любых условиях плавания и промысла. Освоили работу пелагическими тралами, причём капитан сам внёс немало изменений в их конструкцию и чертежи, добиваясь наибольшего вылова. Продукция выпускалась только отличного и хорошего качества. За пять лет работы на этом судне план добычи рыбы был выполнен на 133,9 процента; при плане 33 082 тонны добыто 40 307 тонн рыбы. За годы девятой пятилетки (1970–1975) рыбаки траулера добыли дополнительно около ста тысяч центнеров сырца. За успешную работу в море и освоение новых промысловых районов капитан-директор БМРТ «Певек» А. И. Горбачёв в 1977 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР».

Задание десятой пятилетки (1976–1980) коллектив выполнил в апреле 1979 года.

Без отрыва от производства Анатолий Ильич в 1983 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. С. О. Макарова, получив высшее образование и диплом инженера-судоводителя.

Всё новое и передовое, применяемое на «Певеке», А. И. Горбачёв перенёс на БМРТ-0026 «Виктор Миронов» (тип «Иван Бочков»), который он принял в 1984 году в Гданьске (Польша). И на новом траулере вместе с экипажем капитан-директор успешно совершенствовал орудия и методы лова. Весь период работы на флоте он много занимался общественной, комсомольской и партийной работой. Пользовался среди моряков, их семей и работников берега заслуженным уважением и авторитетом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1988 года за достижение наивысших результатов в выполнении планов и социалистических обязательств по добыче рыбы и производству рыбной продукции на основе внедрения эффективных методов лова, новых форм организации труда и проявленный при этом трудовой героизм Горбачёву Анатолию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Анатолий Ильич вёл исследовательскую работу по изучению поведения рыб, скопления косяков, изучению приливо-отливных течений и использованию их для обеспечения высоких уловов. Он являлся автором многих усовершенствований в технике и технологии промысла, конструкции тралов.

Избирался депутатом Архангельского областного Совета народных депутатов.

В 1990 году вышел на заслуженный отдых. Жил в Архангельске. Времена в 1990-х годах в стране и на предприятии были трудные: все накопления, созданные за десятилетия тяжелейшего труда рыбака в море в длительных рейсах, пропали и пенсии на жизнь не хватало. В 1993 году решил снова поработать, вернулся в тралфлот на ремонт судов типа БМРТ на Фарерских островах. Положение у тралфлота в те годы было очень сложным, а тут ещё в ходе ремонта траулера произошёл конфликт с генеральным директором Архтралфлота. Заслуженный и очень ответственный капитан, отдавший флоту десятки лет работы в море и на берегу, тяжело переживал всё произошедшее, испытал тяжёлую стрессовую ситуацию, закончившуюся печальным исходом. По приходе траулера после ремонта в Архангельск Анатолий Ильич скончался прямо на борту судна 18 ноября 1993 года.

Похоронен на Жаровихинском кладбище в Архангельске.

Награждён орденами Ленина (19.08.1988), Октябрьской Революции (15.04.1982), Трудового Красного Знамени (12.05.1977), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (07.07.1966). Награждён также Почётной грамотой Верховного Совета СССР (1970), Почётной грамотой Министерства рыбного хозяйства СССР (1987), знаком «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР» (1977). Имел звания «Лучший по профессии», «Ветеран Архангельского тралового флота».

Лауреат Государственной премии СССР (1979).

Имя Героя носит рыболовное судно тралового флота. В деревне Кянда, где он родился, установлена мемориальная доска.



Использованы материалы и фотографии Музея боевой и трудовой славы Архангельского тралового флота.

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

    Источники
 Гордость твоя, Поморье! – Архангельск, 2005.