Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Коротаев Иван Максимович

 
Коротаев Иван Максимович
04.01.1910 - 09.07.1984
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 06.12.1949 Медаль № 4923
Орден Ленина № 124228


Коротаев Иван Максимович — старший механик Московской авиагруппы особого назначения Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР.

Родился 4 января 1910 года в деревне Кладьково Усмерской волости Бронницкого уезда Московской губернии (снесена в 1980 году, ныне — территория Воскресенского района Московской области). Русский. Отец, Максим Савич Каратаев (1881—1959), был рабочим, за участие в революции 1904—1905 годов в городе Орехово-Зуево отбыл пятилетнюю ссылку в Тобольской губернии, после чего во исполнение запрета жить в городах поселился в подмосковной деревне. После революции работал в советских органах Московской области. Мать Ольга Абрамовна Каратаева (1886—1945) — ткачиха, впоследствии домохозяйка (воспитывала четверых детей).

Трудовую деятельность начал 15-летним подростком после окончания семилетней школы, когда в мае 1925 года, приехав в Москву, устроился на производство «Химрадио» учеником слесаря. В дальнейшем здесь же работал слесарем до 1930 года.

В 1929 году по комсомольскому набору был принят в Москве кандидатом в лётную школу. Однако по прибытии в 1930 году в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) выяснилось, что набор закончен. Был зачислен в Военно-техническую школу Военно-воздушных сил РККА имени К. Е. Ворошилова. С окончанием её в 1932 году получил специальность военного борттехника и служил бортмехаником в войсковой части п/я 1241 в посёлке Монино Московской области. В 1933 году в/ч перебазировалась в город Хабаровск Дальневосточного (ныне — Хабаровского) края, там продолжил летать на самолётах в качестве борттехника и бортинженера.

С 1934 по 1936 год служил начальником лётно-испытательной станции в Монино.

В июле 1936 года уволился из армии в запас и перешёл в Московскую авиагруппу особого назначения Управления Полярной авиации Главного управления Северного морского пути (ГУСМП, Главсевморпуть) при Совете Народных Комиссаров (с марта 1946 года — Совета Министров) СССР. С этого момента 35 лет непрерывно проработал бортмехаником.

Первые годы работал в Чукотском авиационном отряде. Одним из первых авиамехаников осваивал воздушную трассу Москва — Шмидт и первые полёты на Чукотском полуострове. 21 сентября 1938 года на самолёте ПС-7 Н-162 в составе экипажа М. Н. Томилина и бортмеханика А. И. Мохова в районе острова Малый Диомид обнаружил и доставил на базу четырёх гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших 17 сутками ранее и унесённых штормом на катере в Берингов пролив.

В январе 1939 года принял участие в спецзадании Главсевморпути по оказанию помощи горной экспедиции в одном из труднодоступных районов Чукотки в составе экипажа командира Чукотского авиационного отряда М. Н. Каминского на самолёте Г-1 Н-174. За успешное выполнение задания экипаж был отмечен благодарностью начальника Управления полярной авиации ГУСМП и премией в размере месячного оклада.

С 1939 года участвовал в проведении ледовой авиационной разведки, обеспечивая задания по проводке караванов морских судов в арктических морях.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в проводке военных кораблей и подводных лодок, за что отмечался командованием Военно-морского флота СССР. В ноябре 1944 года вступил в ВКП(б)/КПСС.

После войны продолжил работу в Московской авиационной группе особого назначения. Участник ряда воздушных высокоширотных экспедиций, Советских антарктических экспедиций в Арктику, в том числе проводившихся совместно с Военно-воздушными силами и Воздушно-десантными войсками Вооружённых Сил СССР. Освоил все типы самолётов, применявшихся в ледовой авиаразведке и высокоширотных воздушных экспедициях.

В воздушных высокоширотных экспедициях «Север-2» (март — май 1948 года) и «Север-4» (апрель — май 1949 года) в составе экипажа Пе-8 будущего Героя Советского Союза В. С. Задкова летал на Северный полюс. Работа экспедиций была организована методом «прыгающих групп». В разные части Арктического бассейна забрасывались отряды исследователей. Количество таких точек в 1949 году дошло до тридцати. Вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций. Экспедиция «Север-4» завершилась 16 мая 1949 года беспосадочным перелётом самолёта Пе-8 СССР-Н396 с базы № 5 (88° с.ш., 170° в.д.) через Северный полюс в Москву. В этом полёте выполнял роль старшего механика самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 6 декабря 1949 года за особо выдающиеся заслуги в деле изучения и освоения Арктики Коротаеву Ивану Максимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В экспедиции «Север-5» (март — май 1950 года) отлично выполнял труднейшие задачи по организации научных баз на льду, ежедневно совершая на самолёте Пе-8 полёты на расстояние более 2000 километров от береговых баз и снабжая научные и боевые группы самолётов горючим и продовольствием. Результатом экспедиции явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии. Были открыты подводный хребет Ломоносова и Канадско-Таймырская магнитная аномалия. Кроме того, выполнены программы испытаний по боевому применению военных самолётов в высоких широтах, проведён поиск арктических ледовых аэродромов для базирования истребителей и бомбардировщиков. Также участвовал в экспедиции «Север-6» (март — май 1954 года), сразу после которой, в июне, занимался восстановлением найденного на льдине американского самолёта Си-47/R4D-5L, получившего номер Н-417.

В одном из полётов в экипаже В. В. Малькова отличился тем, что при возвращении с дрейфующей станции «Северный полюс» обнаружил отсутствие горючего в основных баках. Краны запасных фюзеляжных баков забила изморозь, что мешало поступлению бензина к моторам. Чтобы избежать катастрофы и спасти самолёт, разрубил топором шланги и соединил их напрямую, минуя краны. О произошедшем экипаж узнал только когда увидел бортмеханика, с ног до головы залитого бензином.

С 1955 года — бортмеханик Московского авиационного отряда Полярной авиации Главсевморпути, с 1960 года — 254-го лётного отряда Полярного управления гражданской авиации. Летал на самолётах Ли-2, Ил-14. Умело передавал свой богатый опыт молодёжи. Им воспитано много отличных специалистов по эксплуатации авиационной техники. За 41 год (из которых 36 в полярной авиации) налетал 18 227 часов.

В апреле 1971 года по состоянию здоровья уволен с лётной работы. С декабря 1971 года — персональный пенсионер союзного значения.

Жил в Москве. Умер 9 июля 1984 года.

Награждён орденом Ленина (06.12.1949), 3 орденами «Знак Почёта» (02.12.1945; 19.05.1954; 29.08.1955), медалями, в том числе «За оборону Москвы» (1945), «За оборону Советского Заполярья» (1945).



Биография предоставлена Евгением Малашёнковым (Санкт-Петербург), дополнена Андреем Симоновым (Москва).

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Личное дело
 Публикации в сети Интернет