Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Фак Фёдор Кузьмич

Фак Фёдор Кузьмич

13.09.1913 - 27.12.1974

Герой Советского Союза

Даты указов

05.05.1942

Медаль № 573

Орден Ленина № 8002

Фак Фёдор Кузьмич – начальник связи эскадрильи 150-го бомбардировочного авиационного полка 46-й смешанной авиационной дивизии Калининского фронта, младший лейтенант.

Родился 13 сентября 1913 года на хуторе Дубовский ныне Дубовского района Ростовской области в семье рабочего. Украинец. Детство прошло в селе Клепалы Бурынского района Сумской области (Украина). Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал на Конотопском паровозоремонтном заводе.

В Красной Армии с 1935 года. Учился в полковой школе при 23-м кавалерийском полку. В 1937 году окончил Харьковскую военно-авиационную школу.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Воевал на Западном, Калининском, Сталинградском, Брянском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Начальник связи эскадрильи 150-го бомбардировочного авиационного полка (46-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт) младший лейтенант Фёдор Фак к январю 1942 года участвовал в 204 боевых вылетах (из них в 101 – ночью) на бомбардировку живой силы и техники противника, складов с боеприпасами и горючим, в результате чего врагу был нанесен большой урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, младшему лейтенанту Факу Фёдору Кузьмичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1950 году окончил Высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1959 года подполковник Ф.К.Фак – в запасе.

С 1970 года жил в городе Путивль Сумской области. Умер 27 декабря 1974 года. Похоронен на Центральном кладбище в Путивле.

Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.



САМОЛЕТЫ ВЫХОДЯТ НА ЦЕЛЬ

Осенью 1941 года враг рвался к Москве. В отражении натиска фашистских полчищ большую роль играла наша бомбардировочная авиация, наносившая удары по скоплениям войск противника.

150-й бомбардировочный авиаполк 46-й авиадивизии, где Ф.К. Фак был штурманом бомбардировочного звена, действовал на Московском направлении Западного фронта. Летать приходилось днем и ночью, в тяжелых погодных условиях. Но несмотря на это, отважные советские летчики наносили точные и мощные бомбовые удары по врагу.

В октябре 1941 года разведка донесла, что в районе Великих Лук противник сосредоточил большое количество воинских эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами. После тщательной подготовки маршрутов полета Федор Фак повел по заданному курсу бомбардировщики звена. К объекту надо было подойти незаметно и внезапно нанести удар. Этому способствовала и погода. Облака нависли над землей. Самолеты пришлось вести в облаках. Но штурман Фак вывел бомбардировщики точно на цель. Звено неожиданно для врага вышло из облаков и с малой высоты сбросило свой смертоносный груз. Гитлеровцы не успели опомниться от полученного удара, как наши самолеты уже скрылись в облаках.

Пять с половиной месяцев длилось ожесточенное сражение под Москвой. И каждый день, и каждую ночь при любой погоде уходили в небо бомбардировщики, чтобы нанести удар по гитлеровским захватчикам. Штурман Фак в составе своего бомбардировочного звена в период с июля 1941 года по март 1942 года совершил 204 боевых вылета на бомбометание, из них 102 — в ночных условиях. Бомбардировочное звено уничтожило десятки танков, железнодорожных эшелонов, много другой военной техники и живой силы противника.

Враг стремился как можно быстрее выйти к Волге и захватить Сталинград. Необходимо было парализовать вражеские аэродромы, железнодорожные узлы, не допустить планомерного подхода резервов противника к Сталинграду. С аэродрома в районе Миллерово гитлеровцы наносили по нашим войскам сильные удары. Советское командование приказало 150-му бомбардировочному полку вывести из строя вражеский аэродром. В один из сентябрьских дней 1942 года все самолеты полка вылетели на боевое задание. К аэродрому подошли незаметно. Как только наши летчики начали сбрасывать бомбы, противник открыл зенитный огонь. Несмотря на это, все самолеты отбомбились. На аэродроме было уничтожено до 20 немецких боевых машин.

Бомбардировщики развернулись и легли на обратный курс. Зенитные орудия врага внезапно умолкли. Это означало, что надо ждать появления вражеских истребителей. Так и произошло. Появилась большая группа «мессершмиттов». Начался воздушный бой. Умело маневрируя, наши самолеты, отстреливаясь, уходили на восток. В этих сложных условиях хладнокровно действовал штурман звена Фак, который выдавал командиру курс для кратчайшего выхода самолетов в расположение наших войск. Трудный бой был выигран. Бомбардировщики сбили в воздухе восемь «мессершмиттов», из них две машины уничтожило звено штурмана Федора Фака.

...Противник сосредоточил на станции Морозовская большое количество эшелонов с техникой. Советские бомбардировщики нанесли несколько бомбовых ударов по врагу. Станция была выведена из строя. Однако через некоторое время наша разведка сообщила, что в районе станции Морозовская сосредоточиваются в степи большие группы танков. Было высказано предположение, что в этом районе происходит заправка танков горючим. Однако, несколько групп, летавших на разведку, кроме скопления танков, ничего не обнаружили. Тогда поиск был поручен двум экипажам бомбардировщиков: командира полка Полбина со старшим штурманом полка Факом и старшего лейтенанта Жолудева. 21 сентября 1942 года экипажи вылетели на боевое задание.

При подлете к Морозовской советские летчики заметили скопление танков. Но приблизиться к цели мешал сильный зенитный огонь противника. Решили зайти со стороны солнца на большой высоте. При подходе к объекту с юга Федор Фак, внимательно наблюдавший за районом, заметил около танков какие-то зеленые пятна. Все стало ясно: это были маскировочные сети. Командир принял решение атаковать врага. Штурман быстро выдал угол прицеливания. Бомбардировщик вошел в пике. Расчет был точным. Бомбы падали в цель. В небо взметнулось пламя. Склад гитлеровцев перестал существовать. Около него горели вражеские машины.

В июле 1943 года майор Фак принимал участие в боях на Курской дуге. Тогда ежедневно приходилось совершать по четыре-пять вылетов. Отважный штурман наносил бомбовые удары по врагу на Днепре, в районах Кременчуга и Черкасс. Федор Фак участвовал в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, бомбил скопления вражеских войск под Берлином и в самом Берлине. Боевой путь закончил в Чехословакии. За годы Великой Отечественной войны отважный летчик совершил свыше 300 боевых вылетов.

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

В путешествие по Сумщине. Харьков, 1979

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 1983