Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Костенко Михаил Фёдорович

Костенко Михаил Фёдорович

20.09.1912 - 24.08.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9007

Орден Ленина № 59808

Костенко Михаил Фёдорович — командир эскадрильи 336-го бомбардировочного авиационного полка (53-я бомбардировочная авиационная Сталинградская дивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия),  гвардии капитан.


Родился  20 сентября  1912  года в городе  Ростов-на-Дону в семье рабочего. Русский. Окончил в 1927 году 7 классов, затем школу строительного ученичества. Работал на стройках города. Окончил школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) и школу лётчиков-инструкторов в Москве. Затем окончил Высшую парашютную школу Осоавиахима и был направлен на должность лётчика-инструктора и инструктора парашютной подготовки в лётную школу города Тула. Обучил лётному мастерству более 50 лётчиков и подготовил несколько тысяч парашютистов. Совершил 548 прыжков с парашютом. В 1937 – 1938 годах  работал командиром парашютно-десантного отряда Всесоюзного парашютного центра Осоавиахима  в поселке  Голицыно Московской области. Затем работал в Батайской летной школе ГВФ, в Казахстане в городах Алма-Ата, Кустанай.
В начале Великой Отечественной войны М.Ф. Костенко был откомандирован из Кустаная на фронт, в авиационную группу особого назначения ГВФ. Выполнял боевые транспортные полёты в блокированный немцами Ленинград.

Призван в армию в сентябре 1942 года Алма-Атинским райвоенкоматом и направлен в 1-й  гвардейский авиационный полк дальнего действия, входивший в 53-ю авиационную дивизию дальнего действия (с 26 декабря 1944 года – 53-ю бомбардировочную авиационную дивизию). С декабря 1944 года летал в составе 336-го бомбардировочного авиационного полка той же дивизии.

В составе этой дивизии, входившей в состав Авиации Дальнего Действия (6 декабря 1944 года преобразованной в 18-ю воздушную армию) сражался до конца войны в качестве командира экипажа, командира отряда, командира эскадрильи. Летал на самолёте Ли-2.

Выполнял днем и ночью боевые задания в интересах различных фронтов, в том числе  Центрального, Сталинградского, Донского, 1-го Белорусского по бомбардировке скоплений войск и техники противника, военно-промышленных объектов – железнодорожных станций, аэродромов, складов, транспортировке боеприпасов, горючего, продовольствия передовым частям наземных войск, по разведке в глубоком тылу противника, совершал полёты к партизанам как на территории СССР, так и на территории Чехословакии во время словацкого национального восстания в 1944 году.

К апрелю 1945 года совершил 274 боевых вылета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при совершении боевых вылетов, гвардии капитану Костенко Михаилу Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда» (№ 9007).

К окончанию войны  М.Ф. Костенко совершил 297 боевых вылетов.

В послевоенные годы М.Ф. Костенко в составе 10-й Воздушной Армии служил на острове Сахалин. С 1948  по 1952 год подполковник М.Ф. Костенко командовал авиационным полком на Чукотке. В 1953 году окончил курсы Высшей летно-тактической подготовки и получил назначение на должность командира авиационного полка в городе Сердобск Пензенской области. С 1955 по 1957 год служил в Группе советских войск в Германии.

С 1957 года подполковник М.Ф. Костенко — в запасе. Жил в городе Сердобск, работал с 1957 по 1964 год председателем Сердобского районного комитета ДОСААФ. Вёл большую военно-патриотическую работу. Почетный гражданин Сердобска (1987).

Скончался 24 августа 1995 года. Похоронен в Сердобске.

Награждён 3 орденами Ленина (25.03.1943; 15.05.1946; …), 2 орденами Красного Знамени (5.10.1943; …), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названа улица в Сердобске. Его бюст установлен в Сердобске на Аллее Героев.


 Из наградного листа


 В Отечественной войне участвует с 12 сентября 1942 года. Работая в должности командира корабля 1-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка Дальнего Действия, ныне 1-й гвардейский Краснознаменный бомбардировочный авиационный Брянский полк, летал в составе экипажа: штурман корабля гвардии капитан Орлов, летчик младший лейтенант Овчинников, техник авиационный бортовой старший техник-лейтенант Морозов, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Тютюниченко и воздушный стрелок старшина Богданенко. За период своей боевой работы с сентября 1942 года по настоящее время совершил 274 боевых вылета на бомбардирование военно-промышленных объектов, живой силы и техники противника. Из них 49 боевых вылетов совершил к Орловским и Брянским партизанам с 1 июня по 31 июля 1943 года, к украинским партизанам с 1 по 15 сентября и с 2 по 15 октября 1943 года. Кроме того, 7 боевых вылетов совершил с посадкой в тылу противника к партизанам, а также 58 полетов днем по транспортировке боевого груза: горючего, боеприпасов, продовольствия передовым частям Красной Армии.

После последнего награждения совершил 91 боевой вылет, из них 5 боевых вылетов на политико-административный центр Финляндии город Хельсинки, один – на Турку, один полет на Котку,  26 полетов по транспортировке боевого груза передовым частям Красной Армии, а также 6 боевых вылетов совершил с посадкой в тылу противника на аэродром Три Дуба по транспортировке боевого груза чехословацкой бригаде, которые были сопряжены с большим риском и опасностью. Аэродром находился в ущелье, вокруг которого поднимались горы высотой до 1600 метров, где при каждом полете приходилось пробивать облачность с высоты 3000 – 3200 до 400 – 500 метров, при этом не зная, где горы. Несмотря на эти трудные условия, все время грозящие столкновением с горой, тов. Костенко всегда выполнял благополучно задания с посадкой и в ту же ночь возвращался на свой аэродром без повреждений.

Общий боевой налет 3890 часов, из них ночью 1201 час.

Будучи командиром корабля, гвардии капитан Костенко, выполняя боевые задания в интересах Центрального фронта, совершил 35 боевых вылетов ночью на бомбардирование объектов, аэродромов, железнодорожных узлов в пунктах Орел, Курск, Орджоникидзеград, Сеща, Бахмач, Унеча и передовой линии фронта. Тов. Костенко не только выполнял боевые задания по бомбардированию скоплений войск и техники противника. но и по их обстрелу по дорогам Курск, Орел, Брянск, Бахмач, Унеча и др.
Все полеты были связаны с большим мужеством, отвагой, умением и риском.

Кроме выполнения боевых заданий по бомбардированию, тов. Костенко был постоянным разведчиком погоды, где, ежедневно разведывая погоду, давая точный прогнозы погоды и ее состояние по маршруту и над целью, вторично в ту же ночь выполнял успешно боевые задания по бомбардированию скоплений войск и техники противника.

В дни напряженных боев под Сталинградом гвардии капитан Костенко совершал по два боевых вылета в ночь с налетом по 11 – 12 часов и совершил 80 боевых вылетов на бомбардирование переправ через Дон, аэродромов, скоплений войск и техники противника. С переходом наших войск в наступление командование поставило задачу разрушать пути отхода и аэродромы Тацинская, Миллерово, Абганерово, Котельниково.
Капитан Костенко, несмотря на сильное противодействие противника, успешно выполнял боевые задачи.

15.1.1943 года на самолете Ли-2, идя в паре днем с командиром корабля лейтенантом Бобковым на выполнение боевого задания – бомбардирование аэродрома Опытное поле в районе Сталинграда, при подходе к цели самолеты были встречены истребителями противника Ме-110. Вступив в бой, отбили все атаки, продолжая полет на цель, и  сбросили бомбы на стоянки вражеских самолетов. При возвращении с боевого задания  экипаж капитана Костенко был вновь атакован истребителем противника, но, благодаря умелому маневру, все атаки были отбиты, и самолет без повреждений возвратился на свой аэродром.

27.9.1942 года при выполнении боевого задания – бомбардировать склады противника в районе Гнилого Острова два раза в одну ночь сдавал мотор на подходе к цели  на высоте 3100 метров за минут 15 до цели. Капитан Костенко произвел заход на цель на одном моторе со снижением в то время, когда остальные корабли бросали бомбы выше на 1000 метров. Отбомбившись прицельно, создал несколько взрывов и пожаров (горели склады) и на одном моторе возвратился на свой аэродром.
В ту же ночь, устранив дефект, вторично вылетел на выполнение боевого задания. Во втором полете на той же высоте вновь сдал мотор. Несмотря на это, на одном моторе зашел на цель, сбросил бомбы на высоте на 1200 ниже, чем остальные корабли. В результате были созданы большие пожары – горели склады. Возвратился на однм моторе на свой аэродром.

11.11.1942 года при полете на выполнение боевого задания в интересах Сталинградского фронта по бомбардированию станции Обливская в очень сложных метеоусловиях, не доходя до цели 150 километров, отказали пилотажные приборы. Несмотря на эти трудности, продолжал идти на цель. Успешно отбомбившись, возвратился на свой аэродром, который был закрыт сплошным туманом. Совершил посадку в тумане. Самолет и экипаж остались невредимыми.

В ночь с 15 на 16 февраля 1944 года, выполняя 2 боевых вылета в одну ночь на бомбардирование города Хельсинки, на первом вылете был атакован истребителем противника, не доходя до цели. Тов. Костенко, проявляя мужество и отвагу, умело маневрируя, отбил все его атаки, задание выполнил и благополучно возвратился на свой аэродром. Во втором полете, не доходя до цели, вступил в воздушный бой с истребителем противника. После нескольких очередей из пулемета УБТ истребитель противника отвалил в поврежденном состоянии. Капитан Костенко сбросил бомбы на цель и возвратился невредимым на свой аэродром.

5.04.1943 года, выполняя боевое задание  два раза в одну ночь на бомбардирование железнодорожной станции Орел, в первом боевом полете истребитель противника Ме-110 преследовал его до самой цели. Экипаж, отбивая атаки противника, следовал к цели, выполнил задание, создав крупный взрыв на территории станции Орел, после чего невредимым возвратился на свой аэродром. Во втором полете такие атаки были вновь отбиты. Несмотря на сильное противодействие противовоздушной обороны противника, тов. Костенко возвратился на свой аэродром без повреждений.

Боевой и опытный офицер – летчик, обладает хорошими волевыми качествами, систематически работает над повышением своего мастерства техники пилотирования. Является одним из лучших летчиков части. Командование дает ему самые ответственные задания в сложных метеоусловиях, и каждый раз задание выполняется с отличными результатами. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях, техникой пилотирования по приборам владеет в совершенстве. Только за период боевой работы авиаполка тов.Костенко подготовил 10 летчиков командирами кораблей.

За свою боевую работу не имеет случаев потери ориентировки и возвращения с боевого задания. Летает без аварий и поломок. За время командования авиаэскадрильей с работой справляется хорошо, его эскадрилья является передовой в полку. Она совершила 244 боевых вылета на бомбардирование военно-промышленных объектов, живой силы и техники противника, из них 74 вылета на транспортировку горючего, боеприпасов и продовольствия для передовых частей Красной Армии.

К себе и подчиненным требователен. Умело руководит боевой работой и сам служит примером мужества, отваги и героизма. Заботится о росте своих подчиненных, совершенствуя их квалификацию и повышая их теоретический уровень. В течение последних месяцев 1944 - 1945 годов капитан Костенко обучил 4-х молодых летчиков технике пилотирования самолета Ли-2, которые самостоятельно выполняют боевые задания и показывают хорошие знания в овладении техникой пилотирования.

В своей повседневной боевой работе и руководстве личным составом эскадрильи капитан Костенко служит образцом дисциплины, выдержки, хладнокровия и мужества. Политически грамотен, морально устойчив.
Делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине предан.

Достоин правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 336 бомбардировочного авиаполка гвардии подполковник Равич
23 апреля 1945 года

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы сайта «Сердобск. Официальный сайт администрации города».

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Они прославили Родину. Книга 2. Ростов-на-Дону, 1975