Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Шинкаренко Фёдор Иванович

Шинкаренко Фёдор Иванович

17.02.1913 - 23.04.1994

Герой Советского Союза

Даты указов

07.04.1940

Медаль № 291

Шинкаренко Фёдор Иванович – командир авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка (59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт), старший лейтенант.

Родился 4 (17) февраля 1913 года в селе Новониколаевка ныне Азовского района Ростовской области. Русский. В 1931 году окончил 7 классов школы в городе Азов. Работал слесарем в Ростове-на-Дону.

В армии с сентября 1932 года. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, до 1937 года был в ней лётчиком-инструктором. С 1937 года служил в строевых частях ВВС (Ленинградский военный округ).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939-марте 1940 – командир авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка. Совершил 46 боевых вылетов на истребителе И-16 на прикрытие бомбардировок аэродромов и войск противника, в воздушных боях лично сбил лично 2 и в составе группы 1 самолёт противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Шинкаренко Фёдору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 291).

В 1941 году окончил 1 курс Военно-воздушной академии (Монино).

Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941-июле 1944 – командир 42-го (с февраля 1944 – 133-го гвардейского) истребительного авиационного полка, в июле 1944-мае 1945 – командир 130-й истребительной авиационной дивизии. Сражался на Брянском, Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 2-м и 3-м Белорусских фронтах. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и Як-9, в воздушных боях лично сбил более 6 самолётов противника.

До 1946 года продолжал командовать дивизией (Московский военный округ). В 1949 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Продолжал службу в ВВС на командных должностях (Группа советских войск в Германии, Прикарпатский военный округ). Командовал войсками ПВО Прибалтийского (1951-1953) и Киевского (1953-1954) районов. В 1954-1955 – командующий истребительной авиацией Киевской армии ПВО. В 1955-1956 – заместитель главного военного советника ВВС и ПВО в Болгарии. В 1956-1958 – командующий ВВС Воронежского военного округа. В 1958-1973 командовал 30-й (с апреля 1968 – 15-й) воздушной армией (Прибалтийский военный округ). В 1973-1975 – консультант Рижского высшего военно-инженерного авиационного училища. С октября 1975 года генерал-полковник авиации Ф.И.Шинкаренко – в запасе.

Жил в городе Рига (Латвия), в последние годы жизни – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 23 апреля 1994 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.

Заслуженный военный лётчик СССР (1966), генерал-полковник авиации (1967). Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Сочинения:
Небо родное. Калининград, 1965;
Испытаны боем. Рига, 1984.


О командирской доблести и воинском мастерстве Ф.И. Шинкаренко в годы Великой Отечественной войны рассказывает Герой Советского Союза Ф.П.Полынин:

"42-м истребительным авиационным полком командовал подполковник Фёдор Шинкаренко, ныне генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза. Но тогда он для всех нас был просто Федя. Невысокого роста, худощавый, темпераментный, он был весь воплощение энергии и бойцовской лихости.

- Шинкаренко дай только подраться, - с уважением говорили о нём товарищи и командиры. - Тогда у него сразу настроение поднимается.

Фёдор Шинкаренко действительно любил и умел драться. Когда предстоял бой с большой группой вражеских самолетов, он непременно сам возглавлял истребителей, показывая пример бойцовской удали. Собственно, ничего плохого мы в этом не видели. Командир авиационного полка таким именно и должен быть, иначе его не признают летчики. Для них он станет попросту надзирателем и распорядителем. А такому человеку грош цена. В авиации любят людей отчаянных, лихих в бою, веселых, не унывающих. Таким именно и был Фёдор Шинкаренко.

О боевой доблести Шинкаренко слышал я еще в начале войны на Брянском фронте и не раз напоминал командиру дивизии: да урезоньте же вы командира 42-го. Для чего он рискует без надобности? Комдив каждый раз обещал поговорить с Шинкаренко, но, как только доходило до серьезных баталий, махал рукой и делал вид, что знать не знает, ведать не ведает, что там такое вершит подчиненный ему командир полка.

Признаться, и Кондратюк, и я эти разговоры вели больше для виду, а в душе искренне одобряли мужество командиров. Мы отчетливо понимали: ничто так не воодушевляет воздушных бойцов, не вызывает у них стремления самим проявить дерзость, как пример старшего. Своей отвагой командир сплачивает коллектив, делает его во сто раз сильное. А ведь речь-то идет о трудном для пас времени, сорок втором годе. Гитлеровцы тогда имели в воздухе известное преимущество. В этих условиях личный пример старшего оказывал решающее влияние на исход борьбы с противником.

Ну, разве могли летчики не восхищаться поведением своего командира в бою, который он провел 3 декабря 1942 года. Шестёрка Як-76 во главе с Ф. Шинкаренко прикрывала тогда поле боя. Чтобы расчистить путь своим бомбардировщикам, сюда приблизилась шестерка немецких Ме-109Ф. Завязалась схватка. Наши дрались двумя группами: одна производит атаку, другая в это время прикрывает сверху.

Одному из вражеских истребителей в азарте боя удалось зайти в хвост машине Шинкаренко. Быть бы беде, если бы командир полка проморгал, вовремя не принял мер. Он энергично сделал горку, немец проскочил вперёд и оказался в прицеле нашего летчика. Тут-то его и уложил Шинкаренко.

На десятой минуте боя старший лейтенант Н.В. Тихонов, выждав, когда фашистский лётчик с виража начал нa6op высоты и потерял скорость, приблизился к нему и выпустил добрую порцию снарядов. Фашистский самолет загорелся.

На двадцатой минуте Шинкаренко сбивает третьего фашиста, а на двадцать пятой лейтенант Чкаусели тремя очередями из пулемета отправляет на землю четвертого. 4:0 - неплохой счёт для двадцатипятиминутного воздушного боя и лучшая аттестация для командира полка".

Полынин Ф.П. "Боевые маршруты". - М.: Воениздат, 1972, с. 164-165

Описание подвига Героя предоставлено
Николаем Васильевичем Уфаркиным.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Книга о героях. М., 1963, вып. 2

Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.

Они прославили Родину. Книга 1. Ростов-на-Дону, 1974