Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Соляник Владимир Фёдорович

Соляник Владимир Фёдорович

13.06.1915 - 27.09.1993

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9068

Соляник Владимир Фёдорович – заместитель командира 20-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии майор.

Родился 13 июня 1915 года в селе Развильное ныне Песчано-Копского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 10 классов. Работал слесарем и контролёром-приёмщиком на заводе «Ростсельмаш».

В Красной Армии с 1935 года. В 1938 году окончил Сталинградскую военно-авиационную школу лётчиков. Служил младшим и старшим лётчиком 8-го дальнебомбардировочного авиаполка 2-й отдельной армии, командиром звена 139-го дальнебомбардировочного авиаполка 5-го авиакорпуса Дальневосточного фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Был командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи 840-го дальнебомбардировочного авиационного полка, с 4 июня 1943 года - командиром эскадрильи и заместителем командира 20-го гвардейского бомбардировочного полка. Воевал в частях Авиации Дальнего Действия (АДД) и в составе 18-й воздушной армии. Член КПСС с 1942 года. Летал на самолётах У-2, Р-5, ДБ-3, большинство вылетов совершил на Ил-4. Ни разу не был ранен, сбит, не имел ни одной аварии и поломки самолёта.

Заместитель командира 20-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор Соляник к маю 1945 года совершил 212 боевых вылетов (из них 207 — ночью) на бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу противника. Общий налёт – 1651 час, из них 776 – днём, 876 – ночью. Как заместитель командира полка совершил 39 боевых вылетов на контроль, 22 – на освещение цели, 16 – на разведку погоды. Летал в любых метеоусловиях. Занимался подготовкой и вводом в строй молодых лётчиков, всего им подготовлено 15 пилотов.

Успешно выполнил 16 боевых вылетов на особо дальние цели. В 1944 году: 26 февраля – Хельсинки; 11 апреля – Констанца; 11 мая – Люблин; 5 и 6 июня – Яссы; 23 августа – Тильзит (Советск); 14 сентября и 26 октября – Будапешт; 15 и 20 сентября – Дебрецен; 7 октября – Бреслау (Вроцлав). В 1945 году: 15 января – Лодзь; 20 февраля – Штеттин (Щецин); 9 марта – Кёнигсберг (Калининград); 20 марта – Данциг (Гданьск); 20 апреля – Берлин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Солянику Владимиру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9068).

В 1947 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) при 2-й Ивановской высшей авиационной офицерской школе дальней авиации. До 1954 года служил заместителем командира, одновременно инспектором-лётчиком по технике пилотирования и теории полётов 202-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, затем до 1957 года – заместителем командира по лётной подготовке 132-го бомбардировочного авиаполка. 26 июня 1956 года присвоено звание «Военный лётчик 1 класса».

С февраля 1957 года полковник В.Ф.Соляник — в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. В 1970 году окончил Ростовский государственный университет. Работал в том же университете. Умер 27 сентября 1993 года. Похоронен на Северном кладбище города Ростов-на-Дону.

Награждён орденом Ленина (15.05.46), 4 орденами Красного Знамени (31.12.42; 07.09.43; 28.09.56; 30.12.56), орденами Александра Невского (20.05.44), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), 2 орденами Красной Звезды (15.11.50; 04.06.55), медалями «За боевые заслуги» (06.11.45), «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «ХХХ лет СА и ВМФ».


В мае-сентябре 1942 года старший лейтенант Владимир Соляник, переведённый с Дальнего Востока в состав 840-го дальнебомбардировочного авиаполка АДД и ставший в нём командиром звена, большинство своих боевых вылетов совершил на бомбардировку гитлеровских войск, осаждавших Ленинград. Бомбил цели в Пскове, Луге, Нарве, на Карельском перешейке.

Затем 840-й дальнебомбардировочный авиаполк перебазировался под Сталинград. Начались боевые вылеты на бомбардировку вражеских объектов в районе Котельниково, Тормосина, Морозовска, Миллерово, Элисты, Ростова.

В конце того же, 1942 года капитан Соляник с самолёта ДБ-3 пересел на Ил-4. Дальность вылетов резко увеличилась. В 1943 году в полосу его досягаемости попадали вражеские объекты в Ростове, Донбассе, Крыму, Мелитополе, Орле, Курске и других районах. В июне 1943 года полк, в котором воевал капитан Соляник, стал 20-м гвардейским. К этому времени экипаж Ил-4 стал неизменным: командир – гвардии майор (с июля 1943 года) Соляник, заместитель штурмана авиаполка гвардии капитан Грошев, штурман авиаполка гвардии майор Доморацкий, стрелок-радист гвардии старшина Павленко и стрелок гвардии старший сержант Маценов. Очень много ночных полётов экипажу пришлось совершить на бомбардировку гитлеровских объектов в Крыму, за что впоследствии 20-й гвардейский дальнебомбардировочный авиаполк получил почётное наименование «Севастопольского».

С начала 1944 года экипажу гвардии майора Соляника наряду с обычной боевой работой стали давать боевые задания на бомбардировку объектов противника в его глубоком тылу. Так 6 февраля 1944 года экипаж вылетел на Хельсинки. При 8-балльной облачности на высоте 700-800 метров при сильном противодействии зенитной артиллерии и прожекторов, Соляник точно вышел на цель и успешно выполнил задание.

Были полёты на Констанцу, Люблин, Яссы, Тильзит, Будапешт, Дебрецен, Лодзь, Кёнигсберг.

16 апреля 1945 года, в день начала Берлинской операции, экипаж Соляника выполнял боевой вылет на бомбардировку переднего края гитлеровской обороны в районе города Франкфурт. В этот день немецкие бомбардировщики также вылетели на бомбёжку наших позиций. В небе ещё над нашими войсками произошла встреча, причём на самолёт Соляника один немецкий самолёт шёл прямо в лоб на встречном курсе. На угрожающе близком расстоянии Соляник проявил хладнокровие и мастерство, умело отклонился, избежав столкновения, а стрелкам удалось всадить в бензобаки «юнкерса» несколько очередей, отчего он загорелся и взорвался на своих бомбах. В это время Соляник заметил посыпавшиеся сверху бомбы – другой немецкий бомбардировщик начал неприцельное бомбометание по нашим войскам, чтобы скорее убраться. Бомбы посыпались прямо перед кабиной – Солянику опять пришлось круто маневрировать и выводить свой самолёт из-под удара. После этого немецкими бомбардировщиками занялись наши истребители, а экипаж гвардии майора Соляника продолжил выполнение задания.

20 апреля 1945 года Соляник совершал свой один из последних боевых вылетов за период войны. Цель была вожделенная – Берлин. Но после отрыва от земли у самолёта Соляника не убрались с взлётного угла щитки. Командир и экипаж принял решение продолжить полёт. В 10-балльной облачности многие экипажи не нашли цель и возвратились на свою базу. Соляник решил отбомбиться из-под облаков. Пилотируя обледеневший самолёт с неубравшимися щитками по приборам, он точно вышел на цель и выполнил задание.

Всего В.Ф.Соляник за годы войны совершил 212 боевых вылетов.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации