Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Симонов Николай Константинович

Симонов Николай Константинович

04.12.1901 - 20.04.1973

Герой Социалистического Труда

Даты указов

03.12.1971

Медаль № 18266

Орден Ленина № 401134

Cимонов Николай Константинович – актёр Ленинградского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина, народный артист СССР.

Родился 21 ноября (4 декабря) 1901 года в городе Самара в семье управляющего мучной фирмы. Окончив шесть классов гимназии, Симонов поступил в 1918 году на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а в 1921 году – на факультет живописи петроградской Академии художеств (учился у О.Э.Браза, А.А.Рылова, К.С.Петрова-Водкина). Однако успехи в академии не давали забыть о постоянной тяге к театру, возникшей ещё в школьные годы. Осенью 1922 года Симонов поступил в петроградский Институт сценических искусств (ИСИ, сразу на второй курс Л.С.Вивьена), недолгое время состоял студентом двух учебных заведений, но в 1923 году был отчислен из академии по собственному желанию.

В 1924 году, по окончании ИСИ, был приглашён в труппу Александринского театра (Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина), но служба в рядах Красной Армии отодвинула начало работы в театре на год. Проработав в театре семь лет, Симонов, сыгравший уже несколько ведущих ролей, в 1931 году покинул Ленинград и возглавил в Самаре Краевой драматический театр. В 1934 году вернулся в Александринский театр, чтобы остаться в нём до конца жизни (всю творческую жизнь Симонов был предан и своему призванию художника; его наследие составляет множество живописных работ).

Закончив класс у Л.В.Вивьена, застав на знаменитых подмостках корифеев театра – Ю.М.Юрьева, Е.П.Корчагину-Александровскую, В.Н.Давыдова и И.Н.Певцова, он получил настоящую школу русского реалистического сценического искусства. Однако в первое десятилетие пребывания в театре Симонову пришлось переиграть множество ролей в советских пьесах, сделанных зачастую наспех, на злобу дня: после революции академические театры стремились соответствовать требованиям новой власти.

В 1920-е годы в репертуаре актёра были роли: Суслов («Виринея»), Мехоношев («Конец Криворыльска»), Вершинин («Бронепоезд 14-69»). В дальнейшем Симонов также часто выступал – и с успехом – в пьесах советских драматургов: «Платон Кречет» (1935), «Пётр Крымов» (1942), «Победители» (1946; Сталинская премия, 1947), «Персональное дело» (1955), «Сонет Петрарки» (1957). Одна из последних ролей – капитан Йынь в пьесе «Дикий капитан» (1965).

Сыгранный в 1934 году Борис Годунов открыл Симонова как трагического актёра. Среди прославивших Симонова в 1930-1940-е годы ролей: Граф де Ризоор («Фландрия», 1937), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1941), «Астров» («Дядя Ваня», 1946). В 1950 году создание образа Феди Протасова («Живой труп») положило начало ряду ролей, ставших вершинами его творчества: Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии», 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца», 1963).

6 марта 1950 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Оставаясь актёром, прежде всего театральным, Симонов много снимался в кино. В годы расцвета немого кинематографа молодой актёр играл роли бесшабашных парней или романтических бунтарей – Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», молодого Ломоносова в картине «Сын рыбака» (1928), белорусского национального героя Кастуся Калиновского в одноимённом фильме (1927), Артёма в экранизации рассказа М.Горького «Каин и Артём» (1929). В 1934 году Симонов был приглашён братьями Васильевыми на эпизодическую, но существенную для фильма роль командира Жихарева в «Чапаеве» (1934, первая значительная роль актёра в звуковом кино).

В 1938 году на экраны вышел фильм «Петр I» с Симоновым в главной роли, сумевшим с необычайной глубиной и силой передать всю мощь личности русского царя-преобразователя (орден Ленина, 1938; Сталинская премия, 1941). Наряду с Петром I среди лучших ролей актера: Чуйков («Сталинградская битва», 1948; Сталинская премия, 1950), Монтанелли («Овод», 1955), Флягин («Очарованный странник», 1962). Всего Симонов снялся более чем в 40 фильмах, среди которых: «Красные партизаны» (1924), «Вздувайте горны», «Девятое января», «Тяжёлые годы» (все – 1925), «Катерина Измайлова» (1926), «Капитанская дочка», «Хабу» (оба – 1928), «Родной брат» (1929), «Поворот» (1930), «Парень с берегов Миссури» (1932), «Чудо» (1934), «Горячие денёчки» (1935), «Возвращение» (1940), «Остров Безымянный» (1946), «Живой труп» (1952), «Герои Шипки» (1954), «Сердце бьётся вновь» (1956), «Где-то есть сын», «Человек-амфибия» (оба – 1962), «Рабочий посёлок», «На одной планете» (оба – 1965), «Рыцарь мечты» (1968).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1971 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Симонову Николаю Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Последней ролью Симонова в кино стала роль полицейского комиссара Берлаха в фильме «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972). В конце фильма Берлах умирает от рака. Снимаясь в этом фильме, актёр не знал, что эта же болезнь подкрадывается и к нему. 24 декабря 1972 года Симонов в последний раз вышел на сцену в спектакле «Перед заходом солнца».

Скончался 20 апреля 1973 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён 3 орденами Ленина (23.03.1938; 27.10.1967; 03.12.1971), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1950), Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1966).

На доме, где в 1946-1973 годах жил Симонов (Гагаринская улица, 11), установлена мемориальная доска. Именем Симонова в 1977 году названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.


 

Биографию подготовил: © Виталий Сергеевич Смирнов (город Северодвинск)